Детские страхи и запреты, которые их развивают
Представьте, сколько всего негативного слышит ребенок в течение дня от любящих взрослых: «не прыгай со скамейки — ногу сломаешь», «не ходи по лужам — простудишься», «не трогай чашку — прольешь»…
Список можно продолжать до бесконечности. И, как показывают исследования, из этих предостережений маленький человечек ярче всего воспринимает их вторую часть: «сломаешь, прольешь, простудишься». Частичку «не» детское сознание просто отметает. К тому же в результате у ребенка развиваются характерные детские страхи.
Взрослый думает, что он предостерегает, направляет малыша, а на самом деле приучает думать о себе как о маленьком бедствии или очень неуклюжем создании. Взрослый. Думает, что заботится о своем золотце, опекает его, а со стороны видно, как затюканный, задерганный ребенок перестает воспринимать указания и словно замыкается в своей золотой клетке.
Что будет дальше, зависит от личности и возраста ребенка, а его поведение при этом может быть самым разнообразным — от унылой покорности судьбе до неуправляемой агрессивности, от бездумной бесшабашности до навязчивых страхов.
Казалось бы, откуда могут браться страхи у человечка, окруженного заботой и вниманием? Но ведь ребенок, находящийся под неусыпным контролем, не может в полной мере познать окружающий его мир: нельзя трогать, лазить, пачкаться, а значит, нет возможности узнать свои силы, границы выносливости, особенности и свойства разнообразных веществ и т.д.
Таким образом могут развиться различные комплексы и детские страхи, которые могут перейти и во взрослую жизнь, сильно усложняя её. Развитие и взросление идет своим чередом, но вместо знаний в маленькой голове формируются фантазии. А какими могут быть фантазии при постоянных отрицательных комментариях по любому поводу? Понятно, что ребенок начинает ощущать себя беззащитным, а мир—становиться грозным и опасным для жизни, полным болезней, травм, агрессии.
Конечно, жизненные установки — дело не только наживное. Страхи появляются у детей еще в момент родов. Первое чувство детского страха связано с неопределенностью: проходя по родовым путям, малыш не знает, чем закончится этот изнурительный маршрут. При этом воспоминания о борьбе, о том, каким образом и насколько успешно удалось справиться с трудностями, остаются с человеком на подсознательном уровне на всю жизнь.
Зачастую предопределяя его поведение в будущих кризисных ситуациях. Если обстоятельства складываются в пользу малыша, а его родители мудры и внимательны к его действительным нуждам, то даже негативный опыт рождения успешно корректируется со временем.
В идеале при воссоединении с мамой чувство страха у новорожденного уходит. Но дальше, в каждом возрастном периоде, ребенок снова сталкивается с чем-то пугающим — темнотой, одиночеством. В каждом возрасте — свои испытания. В норме малыш сам довольно быстро с ними справляется.
Однако норма — понятие относительное, а навязчивые детские страхи приводят к разнообразным нарушениям — тикам, энурезу, плохому сну, агрессивности, постоянным истерикам, навязчивым движениям, раздражительности и другим проблемам невротического характера. Нередко на приеме у специалиста родители узнают, что основные «виновники» таких нарушений—их чрезмерная опека, боязнь отпустить свое чадо.
Поэтому при желании помочь своему ребенку справиться со страхами и научиться жить в мире с собой и окружающими первая профилактическая и даже терапевтическая мера — это осознанное доверие своему ребенку.
Следует трезво оценить, что действительно опасно, а с чем малыш может справиться (сам или с вашей ненавязчивой помощью). Стоит ли всегда так крепко держать за руку или страховать от каждого падения? Нужно ли так навязчиво демонстрировать человечку свою власть над ним, то и дело, одергивая и запрещая? Так ли важна на самом деле безупречная чистота рук и коленок на прогулке? Так ли драгоценна разбитая чашка?
А чего стоит на самом деле слово «нельзя», ставшее пустым звуком из-за частого употребления? И вообще прежде чем сказать нечто, начинающееся с «не», подумайте, можно ли промолчать или сказать то же самое, но в позитивном контексте. К тому же запрет, как правило, не предлагает альтернативы, и ребенок, даже услышав его, может быть просто растерян, не понимая, а что же в таком случае делать. Например, когда вы говорите «не бегай», вы имеете в виду, что надо лежать, стоять, сидеть или идти шагом? «Не ходи по луже» можно заме- нить- на «обойди здесь». «Не кричи» — на «говори тихо». «Не вертись» — на «стой спокойно» и т.д.