Детские страхи и запреты, которые их развивают

Представьте, сколько всего нега­тивного слышит ребенок в течение дня от любящих взрослых: «не прыгай со скамейки — ногу слома­ешь», «не ходи по лужам — про­студишься», «не трогай чашку — прольешь»…

 

Список можно про­должать  до  бесконечности. И, как показывают исследования, из этих предостережений маленький чело­вечек ярче всего воспринимает их вторую часть: «сломаешь, прольешь, простудишься». Частичку «не» детское сознание просто отметает. К тому же в результате у ребенка развиваются характерные детские страхи.

Взрослый думает, что он предо­стерегает, направляет малыша, а на самом деле приучает думать о себе как о маленьком бедствии или очень неуклюжем создании. Взрослый.  Думает, что заботится о своем золотце, опекает его, а со стороны видно, как затюканный, задерганный ребенок перестает воспринимать указания и словно замыкается в своей золотой клет­ке.

 

Что будет дальше, зависит от личности и возраста ребенка, а его поведение при этом может быть самым разнообразным — от унылой покорности судьбе до неуправляемой агрессивности, от бездумной бесшабашности до навязчивых страхов.

 

Казалось бы, откуда могут браться страхи у человечка, окру­женного заботой и вниманием? Но ведь ребенок, находящийся под неусыпным контролем, не может в полной мере познать окружающий его мир: нельзя трогать, лазить, пачкаться, а значит, нет возможно­сти узнать свои силы, границы выносливости, особенности и свойства разнообразных веществ и т.д.

 

Таким образом могут развиться различные комплексы и детские страхи, которые могут перейти и во взрослую жизнь, сильно усложняя её. Развитие и взросление идет своим чередом, но вместо знаний в маленькой голове формируются фантазии. А какими могут быть фантазии при постоянных отрица­тельных комментариях по любому поводу? Понятно, что ребенок начинает ощущать себя   беззащитным, а мир—стано­виться грозным и опасным для жизни, полным болезней, травм, агрессии.

 

Конечно, жизненные установки — дело не только наживное. Стра­хи появляются у детей еще в момент родов. Первое чувство детского страха связано с неопределенно­стью: проходя по родовым путям, малыш не знает, чем закончится этот изнурительный маршрут. При этом воспоминания о борьбе, о том, каким образом и насколько успешно удалось справиться с трудностями, остаются с челове­ком на подсознательном уровне на всю жизнь.

 

Зачастую предопреде­ляя его поведение в будущих кри­зисных ситуациях. Если обстоя­тельства складываются в пользу малыша, а его родители мудры и внимательны к его действитель­ным нуждам, то даже негативный опыт рождения успешно корректи­руется со временем.

В идеале при воссоединении с мамой чувство страха у новорож­денного уходит. Но дальше, в каж­дом возрастном периоде, ребенок снова сталкивается с чем-то пугающим — темнотой, одиноче­ством. В каждом возрасте — свои испытания. В норме малыш сам довольно быстро с ними спра­вляется.

 

Однако норма — понятие относительное, а навязчивые детские страхи приводят к разнообразным нарушениям — тикам, энурезу, плохому сну, агрессивности, постоянным истерикам, навязчи­вым движениям, раздражительно­сти и другим проблемам невроти­ческого характера. Нередко на приеме у специалиста родители узнают, что основные «виновники» таких нарушений—их чрезмерная опека, боязнь отпустить свое чадо.

 

Поэтому при желании помочь своему ребенку справиться со страха­ми и научиться жить в мире с собой и окружающими первая про­филактическая и даже терапевти­ческая мера — это осознанное доверие своему ребенку.

Следует трезво оценить, что действительно опасно, а с чем малыш может справиться (сам или с вашей ненавязчивой помощью). Стоит ли всегда так крепко дер­жать за руку или страховать от каждого падения? Нужно ли так навязчиво демонстрировать чело­вечку свою власть над ним, то и дело, одергивая и запрещая? Так ли важна на самом деле безупреч­ная чистота рук и коленок на про­гулке? Так ли драгоценна разби­тая чашка?

 

А чего стоит на самом деле слово «нельзя», ставшее пустым звуком из-за частого упо­требления? И вообще прежде чем сказать нечто, начинающееся с «не», подумайте, можно ли про­молчать или сказать то же самое, но в позитивном контексте. К тому же запрет, как правило, не предла­гает альтернативы, и ребенок, даже услышав его, может быть просто растерян, не понимая, а что же в таком случае делать. Напри­мер, когда вы говорите «не бегай», вы имеете в виду, что надо лежать, стоять, сидеть или идти шагом? «Не ходи по луже» можно заме- нить- на «обойди здесь». «Не кричи» — на «говори тихо». «Не вертись» — на «стой спокойно» и т.д.